Главная | Журнал "Армия и общество" | Выставки | Конференции | Соц. опрос | СМИ о проектах | Контакты
26 мая 2017
17 мая 2017
5 апреля 2017
10 марта 2017
30 декабря 2016
18 мая 2017
18 мая 2017
18 мая 2017
18 мая 2017
18 мая 2017
Результаты голосования:
О чем свидетельствует удачный пуск российских крылатых ракет из акватории Каспийского моря на расстояние 1,5 тыс. километров?
испытание новых образцов оружия
54%
демонстрационные действия в интересах укрепления военной безопасности
31%
бесполезная демонстрация «мускулов»
15%
Проголосовало: 13
Соц. опрос / Итоги социологического опроса за январь - март 2013 года

Результаты социологического опроса по теме

«Военная безопасность России: состояние и перспективы»

за январь — март 2013 года


В рамках развития военно-патриотического проекта «Армия и общество» научно-информационный журнал «Армия и общество» начинает публиковать результаты социологического опроса, проведенного социологическим отделом Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI», совместно с научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил Российской Федерации.

На информационных портале Фонда «Наука-XXI», а также на сайте научно-информационного журнала «Армия и общество» в течении трех месяцев был проведен социологический опрос, в котором участвовало около 400 человек (как военнослужащих, так и гражданских). В данной работе также учтены данные опроса собранные в ходе работы научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век», проведенной совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитетом Государственной Думы по обороне и Фондом «Наука-XXI».

Основная задача опроса – изучение общественного мнения по актуальным проблемам обеспечения военной безопасности Российской Федерации, в том числе, определение отношения российской общественности к переменам, происходящим в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы) в ходе проведения военной реформы 2007-2012 годов, а также выработка предложений, направленных на повышение престижа военной службы и авторитета Российской армии.

Всего опрошено 107 человек на информационном портале и 282 (до 80%) участника конференции.

По мнению опрошенных противоречивость развития современного мира способствовала обострению международной обстановки и привела к росту военной опасности для России.

В настоящее время абсолютное большинство респондентов (75 процентов) считате, для России существует реальная военная опасность, еще 13 процентов полагают, что такая угроза, скорее всего, есть.

Только около 4% участвовавших в опросе придерживаются противоположного мнения, считая, что военной опасности для России не существует, а каждый десятый (10%) не смог ответить на данный вопрос.

Вместе с тем, только 18% участников опроса выразили свою полную уверенность в надежности обеспечения Вооруженными Силами безопасности страны.

Больше половины (56%) опрошенных уверены в способности современной Российской армии в той или иной степени выполнить свою функцию по защите страны. Вместе с тем, большая часть опрошенных(49%) признают недостаточность мер, предпринимаемых государством для развития Вооруженных Сил.

В этой связи одобряют деятельность государства в сфере обороны и обеспечения военной безопасности страны немногим более половины (52%) респондентов. Еще 4% опрашиваемых указали на свое нейтральное отношение или затруднились с ответом.

Подобные критические оценки деятельности государства в сфере обеспечения военной безопасности и развития Вооруженных Сил спроецированы негативным отношением большинства (до 68%) участников опроса к мероприятиям военной реформы в Вооруженных Силах, проводившимся в 2007-2012 годах.


Оценка влияния мероприятий военной реформы, проведенных в Вооруженных Силах в 2007-2012 годах,
на повышение военной безопасности Российской Федерации

(по мнению участников конференции, в %)

  1. Способствовала 2 %

  2. Скорее всего способствовала 4 %

  3. И да и нет 23 %

  4. Скорее всего не способствовала 25 %

  5. Не способствовала 43 %

  6. затрудняюсь ответить 3 %

   Неоднозначность отношения респондентов к мероприятиям военной реформы, проводимой с 2007 года в Вооруженных Силах, отнюдь не означает, что они видят ей иную альтернативу. Наоборот, растет понимание того, что с появлением новых военных угроз, обострением международных противоречий и конкуренции, развитием новых технологий появляются новые способы и формы вооруженной борьбы, что и обусловливает необходимость реформирования военной организации государства и ее Вооруженных Сил в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Анализ мнений показывает, что очень часто негативное отношение к преобразованиям в Вооруженных Силах являлось эмоциональной реакцией части научного и ветеранского сообщества на нововведения, касающихся изменения подходов к воспитанию и обучению военнослужащих, которые, по их мнению, не только ломают установившийся уклад и воинские традиции, но прямо или косвенно сказываются на боевой готовности воинских частей (кораблей).

Безусловно, на авторитете Вооруженных Сил негативно сказались коррупционные скандалы с ОАО «Оборонсервис» и другими организациями, созданными для обеспечения жизнедеятельности войск (сил), деятельность которых дискредитировала саму идею аутсорсинга.

Отрицательное влияние имели также поспешные мероприятия по реформированию системы военного образования, неуважение к мнению военных профессионалов при реформировании Вооруженных Сил, невнимание к социальным проблемам военных городков, в том числе целый ряд спорных решений в военно-социальной сфере, при принятии которых прежнее руководство Минобороны России руководствовалось лишь критериями экономической целесообразности, в ущерб другим критериям, обеспечивающим эффективность военной безопасности страны.

По мнению участников опроса ошибки в реформировании Вооруженных Сил не могли не сказаться и на престиже военной службы.


Оценка авторитета Вооруженных Сил и

престижа военной службы в российском обществе

(по мнению участников опроса, в %)


Авторитет Вооруженных Сил РФ

  1. высокий 4%

  2. Выше среднего 28%

  3. Средний 44%

  4. Ниже стреднего 14%

  5. Низкий 10%


Престиж военной службы

    1. Высокий 4%

    2. Выше среднего 38%

    3. Средний 38%

    4. Ниже среднего 19%

    5. Низкий 1%

   Успехом в военном строительстве респонденты назвали проведение в 2012 году реформы денежного довольствия военнослужащих, имеющей значимые позитивные социальные последствия − кардинальное улучшение социально-экономического положения семей военнослужащих и реальное повышение качества жизни офицерского состава. Так, половина (до 50%) опрошенных указала на то, что улучшение материального положения военнослужащих позитивно отразилось на повышении боевой готовности войск (сил). Причем, только 8% из них подчеркнули, что боевая готовность войск (сил) реально повысилась, а 42% опрошенных отметили ее умеренное повышение, считая, что рост денежного довольствия военнослужащих не столь явно повлияло на рост их военного профессионализма.

   Не случайно каждый третий (32%) не заметил никаких изменений в улучшении боевой готовности Вооруженных Сил, а почти каждый десятый (9%) заявил, что в результате повышения денежного довольствия военнослужащим речь может идти только о снижении боеготовности войск (сил). Затруднились с ответом еще 9% участников опроса.

В этой связи важным является мнение о том, что само собой повышение материальной заинтересованности военнослужащих в результатах своей служебной деятельности без сочетания с мерами морального стимулирования и воспитательного воздействия на личный состав может лишь умеренно повлиять на изменение отношения к выполнению своих обязанностей по службе и не принесет в войсках (силах) ожидаемого эффекта по повышению боевой готовности, укреплению уставного порядка и воинской дисциплины.


Оценка влияния материального и морального стимулирования военнослужащих на уровень боевой готовности соединений Вооруженных Сил (в %) 


  1. Сильно влияет материальное поощрение 39%

  2. Сильно влияет моральное поощрение 38%

  3. Влияет умеренно на материальное поощрение 53%

  4. Влияет умеренно на моральное поощрение 49%

  5. Никак не влияет на материальное поощрение 7%

  6. Никак не влияет на моральное поощрение 12%

  7. Затрудняюсь ответить 1%

В настоящее время интересы обеспечения военной безопасности России, по мнению опрошенных, требуют развития военной науки и внедрения инновационных научных продуктов в военное дело.

Меры по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны, по оценке 82% участников опроса, должны быть максимально сосредоточены на создании перспективных отечественных образцов вооружения и военной техники.

Более половины (51%) опрошенных отметили, что приоритетными направлениями, которые должен освоить отечественный ОПК, являются развитие средств связи, радиоэлектронных средств и электронной элементной базы для современного оружия, в том числе, создание современных авиационных и беспилотных ударно-разведывательных комплексов отечественного производства (43%).

Безусловно, среди приоритетных мер по развитию ОПК, по мнению 40% опрошенных, особое местно занимает развитие сил и средств ядерного сдерживания, а также строительство современных подводных лодок и надводных кораблей для Военно-Морского флота России (35%).

Вместе с тем, респонденты не смогли определить приоритетность в развитии высокоточного оружия, предназначенного для оснащения видов Вооруженных Сил, считая, что эта проблема актуальна для всех Вооруженных Сил (24%-25%).

Основная проблема, по их мнению (60%), состоит в недостаточном финансировании и бюджетировании фундаментальной науки, достижения в которой могли бы стать основой технологического прорыва в создании передовых вооружений для Вооруженных Сил.

Другой немаловажной проблемой названа обязательность реализации потребностей в создании привлекательных условий для научно-исследовательской деятельности отечественных ученых в интересах обороны страны (58%).

С решением вышеназванных проблем, по оценке 53% опрошенных, связана еще одна проблема − необходимость усиления борьбы с коррупцией и хищением бюджетных средств, выделяемых на НИОКР в сфере обеспечения военной безопасности государства.


Пять основных задач, требующих приоритетного решения для развития отечественной науки в интересах обеспечения военной безопасности государства*

(по мнению участников опроса, в %)


  1. Улучшение финансирования и бюджетирования военной науки 60%

  2. Создание привлекательных условий для отечественных ученых 58%

  3. Усиление борьбы с коррупцией и хищениями средств, выделенных для проведения НИОКР 52%

  4. Улучшение подготовки научных кадров для военной науки 50%

  5. развитие инновационных производств ОПК 48%

   * сумма ответов превышает 100%, так как респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов.

    Следует отметить, что большинство участников опроса склоняются либо к необходимости самостоятельного развития военных технологий (62%) или к их разработке совместно с иностранными государствами (25%). Так же считали и ведущие специалисты ОПК, в том числе военные профессионалы, принявшие участие в заседании круглого стола на выставке-форуме «Армия и общество» в апреле 2010 г.По всей видимости, преодолеть технологическое отставание отечественного ОПК позволит не закупка или копирование лучших образцов оружия и военной техники, а модернизация и развитие отечественного ОПК, как считают участники конференции. 


    Пути преодоления технологического отставания отечественного ОПК (%)

    По мнению участников круглого стола «Армия и общество» (апрель 2010 г.):

    1. Самостоятельное развитие технологий 56%

    2. Совместная разработка оружия с развитыми странами 21%

    3. Приобретение лицензий на производство оружия 10%

    4. закупка зарубежных образцов техники и вооружения 3%

    5. затруднились ответить 10%

    По мнению участников конференции «Военная безопасность России: XXI век» (февраль 2013г.)

    1. Самостоятельное развитие технологий 62%

    2. Совместная разработка оружия с развитыми странами 25%

    3. Приобретение лицензий на производство оружия 6%

    4. закупка зарубежных образцов техники и вооружения 6%

    5. затруднились ответить 1%

    Серьезными ошибками, допущенными при реформировании Вооруженных Сил, участники опроса посчитали сокращение структур по работе с личным составом и новые подходы к подготовке военных кадров. По мнению 27% респондентов восстановление нынешним руководством Минобороны России в войсках сил и средств органов по работе с личным составом Вооруженных Сил значительно повлияет на укрепление их боевой способности. Менее категорично настроена большая часть (до 63%) участников опроса, которые полагают, что восстановление структур по работе с личным составом Вооруженных Сил, конечно, окажет позитивное влияние на боевую способность Вооруженных Сил, но умеренное. Доля скептиков и затруднившихся с ответом составляет 10%.

Основаниями для таких оценок, судя по высказываниям опрашиваемых, является наметившийся разрыв между возрастающим уровнем технической оснащенности военнослужащих и состоянием их морально-психологической готовности к выполнению задач в условиях современной войны. В целом, господствующее настроение сводилось к тому, что в Вооруженных Силах работа с военнослужащими свертывается, в то же время в армиях ведущих государств мира ей, наоборот, уделяется пристальное внимание. При этом, участники опроса особо подчеркнули важность инициатив Министра обороны генерала армии С.К.Шойгу по возрождению роли суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ, как первоначальной ступени в подготовке элитных военных кадров. Абсолютное большинство (до 77%) опрошенных назвали эти меры очень полезными для формирования военной элиты страны. Около 15% участников опроса отметили, что эти меры, скорее всего, полезные и должны послужить началом создания национальной системы подготовки военных кадров, которая бы способствовала обеспечению военной безопасности страны.

    Две трети (65%) участников опроса отдали свое предпочтение «традиционной» системе военного образования, сложившейся в России, а 23% −считают, что надо использовать все лучшее не только из отечественного опыта, но и из зарубежной системы образования в соответствии с Болонскими соглашениями. Причем, в их пользу высказались не более 2% участников конференции, а остальные (10%) затруднились с ответом. Для повышения качества высшей военной школы требуется повышение престижа профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Минобороны РФ.

Подавляющее большинство (свыше 90%) опрошенных в той или иной степени отметили важность этой социальной меры для подготовки военных кадров, а, следовательно, для обеспечения военной безопасности страны.

Среди актуальных проблем Вооруженных Сил назывались следующие: дефицит квалифицированных профессиональных офицерских кадров, нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей, необходимость решительной борьбы с проявлениями коррупции в государстве и Вооруженных Силах и др.

Особо следует отметить мнение респондентов относительно усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами. Так, мнения участников опроса, представляющих органы государственной власти и «силовые ведомства», с одной стороны, и представители общественности, с другой, практически совпадают в оценке необходимости усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами (54%-59%). Но среди его противников все же больше представителей органов государственной власти и «силовых ведомств».


Оценка необходимости усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами

(по мнению участников опроса, в % )

    Представители госвласти и «силовых ведомств»

    1. Да, необходимо 26%

    2. Скорее, это необходимо 28%

    3. Скорее, в этом нет необходимости 26%

    4. Скорее, в этом нет необходимости 26%

    5. В этом нет необходимости 18%

    6. Затруднились ответить 2%

   В этой связи абсолютное большинство (до 73%) участников опроса считают целесообразным организовать на официальном сайте Минобороны России (www.mil.ru) сбор предложений от граждан по вопросам развития Вооруженных Сил. Однако каждый пятый (21%) выразил сомнение в целесообразности и эффективности такой формы взаимодействия с гражданским обществом.

             По мнению представителей гражданского общества

    1. Да, необходимо 19%

    2. Скорее, это необходимо 40%

    3. Скорее, в этом нет необходимости 15%

    4. В этом нет необходимости 11%

    5. Затруднились ответить 15%

Подавляющее большинство (до 90%) опрошенных выступили за необходимость установления постоянного диалога государства и гражданского общества по вопросам обеспечения военной безопасности, используя такую форму, как регулярный национальный форум (конференцию) по проблемам обеспечения военной безопасности в рамках реализации военно-патриотического проекта «Армия и общество». Кстати, одной из успешных попыток подобного диалога стало проведение выставки-форума «Армия и общество» (апрель 2010 г.), на которой состоялся конструктивный обмен мнениями по актуальным проблемам военного строительства в нашей стране.

Анализ результатов социологического опроса позволяет сформулировать ряд выводов:

      1. Основной вектор военного строительства, определенный в 2007-2012 годах на обновление и переоснащение Вооруженных Сил, в целом поддерживается респондентами, так как принятие государством системных и комплексных мер по обеспечению военной безопасности и укреплению Вооруженных Сил в современных условиях обусловлено усложнением военно-политической обстановки и возрастанием реальных угроз военной безопасности для нашей страны.

    2 Поддержан тезис о том, что военная безопасность России в значительной степени зависит от решения военно-технических проблем и переоснащения Вооруженных Сил современными вооружениями. Недопущение отставания Вооруженных Сил в военно-технической сфере от армий ведущих государств мира возможно только при условии государственной поддержки военной науки, переоснащения ОПК современными технологиями, преимущественно отечественной разработки и поощрения инновационного военно-технического творчества российских ученых.

3. По оценке участников опроса на процесс укрепления Вооруженных Сил влияет также ряд других важных факторов. Одними из них являются укрепление системы работы с личным составом и совершенствование морально-психологического обеспечения войск (сил). Расчеты на то, что с повышением денежного довольствия военнослужащих автоматически повысится боевая готовность и боевая способность войск (сил), профессионализм и воинская дисциплина личного состава пока не оправдываются. Несмотря на возрастание роли материального стимулирования, его влияние на боевую готовность и боевую способность Вооруженных Сил не имеет прямопропорциональной зависимости, назрела насущная необходимость в укреплении духовно-нравственного потенциала Вооруженных Сил, в том числе усилении воинского воспитания через пропаганду российских воинских традиций, внедрении норм здоровой морали и нравственности, формировании у каждого военнослужащего качеств гражданина и патриота, стремлении профессионально защищать жизненно важные интересы страны. Необходимо также возрождение традиционной системы отечественного военного образования и меры, направленные на формирование военной элиты России, начиная с системы суворовских военных и нахимовских училищ.

4. В интересах обеспечения военной безопасности необходим подлинный конструктивный диалог с гражданским обществом, что предполагает, прежде всего, выработку механизма учета мнений научного сообщества по актуальным проблемам военного строительства, в том числе, воспитания российской молодежи в духе служения Отечеству.


Е.С.Иванов, кандидат педагогических наук, профессор

Л.В.Певень, кандидат философских наук, доцент

105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru