Главная | Журнал "Армия и общество" | Выставки | Конференции | Соц. опрос | СМИ о проектах | Контакты
30 декабря 2016
21 декабря 2016
25 ноября 2016
25 ноября 2016
23 ноября 2016
27 февраля 2017
27 февраля 2017
27 февраля 2017
27 февраля 2017
27 февраля 2017
Результаты голосования:
О чем свидетельствует удачный пуск российских крылатых ракет из акватории Каспийского моря на расстояние 1,5 тыс. километров?
испытание новых образцов оружия
54%
демонстрационные действия в интересах укрепления военной безопасности
31%
бесполезная демонстрация «мускулов»
15%
Проголосовало: 13
Соц. опрос / Итоги социологического опроса за январь - март 2013 года

Результаты социологического опроса по теме

«Военная безопасность России: состояние и перспективы»

за январь — март 2013 года


В рамках развития военно-патриотического проекта «Армия и общество» научно-информационный журнал «Армия и общество» начинает публиковать результаты социологического опроса, проведенного социологическим отделом Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI», совместно с научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил Российской Федерации.

На информационных портале Фонда «Наука-XXI», а также на сайте научно-информационного журнала «Армия и общество» в течении трех месяцев был проведен социологический опрос, в котором участвовало около 400 человек (как военнослужащих, так и гражданских). В данной работе также учтены данные опроса собранные в ходе работы научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век», проведенной совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитетом Государственной Думы по обороне и Фондом «Наука-XXI».

Основная задача опроса – изучение общественного мнения по актуальным проблемам обеспечения военной безопасности Российской Федерации, в том числе, определение отношения российской общественности к переменам, происходящим в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы) в ходе проведения военной реформы 2007-2012 годов, а также выработка предложений, направленных на повышение престижа военной службы и авторитета Российской армии.

Всего опрошено 107 человек на информационном портале и 282 (до 80%) участника конференции.

По мнению опрошенных противоречивость развития современного мира способствовала обострению международной обстановки и привела к росту военной опасности для России.

В настоящее время абсолютное большинство респондентов (75 процентов) считате, для России существует реальная военная опасность, еще 13 процентов полагают, что такая угроза, скорее всего, есть.

Только около 4% участвовавших в опросе придерживаются противоположного мнения, считая, что военной опасности для России не существует, а каждый десятый (10%) не смог ответить на данный вопрос.

Вместе с тем, только 18% участников опроса выразили свою полную уверенность в надежности обеспечения Вооруженными Силами безопасности страны.

Больше половины (56%) опрошенных уверены в способности современной Российской армии в той или иной степени выполнить свою функцию по защите страны. Вместе с тем, большая часть опрошенных(49%) признают недостаточность мер, предпринимаемых государством для развития Вооруженных Сил.

В этой связи одобряют деятельность государства в сфере обороны и обеспечения военной безопасности страны немногим более половины (52%) респондентов. Еще 4% опрашиваемых указали на свое нейтральное отношение или затруднились с ответом.

Подобные критические оценки деятельности государства в сфере обеспечения военной безопасности и развития Вооруженных Сил спроецированы негативным отношением большинства (до 68%) участников опроса к мероприятиям военной реформы в Вооруженных Силах, проводившимся в 2007-2012 годах.


Оценка влияния мероприятий военной реформы, проведенных в Вооруженных Силах в 2007-2012 годах,
на повышение военной безопасности Российской Федерации

(по мнению участников конференции, в %)

  1. Способствовала 2 %

  2. Скорее всего способствовала 4 %

  3. И да и нет 23 %

  4. Скорее всего не способствовала 25 %

  5. Не способствовала 43 %

  6. затрудняюсь ответить 3 %

   Неоднозначность отношения респондентов к мероприятиям военной реформы, проводимой с 2007 года в Вооруженных Силах, отнюдь не означает, что они видят ей иную альтернативу. Наоборот, растет понимание того, что с появлением новых военных угроз, обострением международных противоречий и конкуренции, развитием новых технологий появляются новые способы и формы вооруженной борьбы, что и обусловливает необходимость реформирования военной организации государства и ее Вооруженных Сил в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Анализ мнений показывает, что очень часто негативное отношение к преобразованиям в Вооруженных Силах являлось эмоциональной реакцией части научного и ветеранского сообщества на нововведения, касающихся изменения подходов к воспитанию и обучению военнослужащих, которые, по их мнению, не только ломают установившийся уклад и воинские традиции, но прямо или косвенно сказываются на боевой готовности воинских частей (кораблей).

Безусловно, на авторитете Вооруженных Сил негативно сказались коррупционные скандалы с ОАО «Оборонсервис» и другими организациями, созданными для обеспечения жизнедеятельности войск (сил), деятельность которых дискредитировала саму идею аутсорсинга.

Отрицательное влияние имели также поспешные мероприятия по реформированию системы военного образования, неуважение к мнению военных профессионалов при реформировании Вооруженных Сил, невнимание к социальным проблемам военных городков, в том числе целый ряд спорных решений в военно-социальной сфере, при принятии которых прежнее руководство Минобороны России руководствовалось лишь критериями экономической целесообразности, в ущерб другим критериям, обеспечивающим эффективность военной безопасности страны.

По мнению участников опроса ошибки в реформировании Вооруженных Сил не могли не сказаться и на престиже военной службы.


Оценка авторитета Вооруженных Сил и

престижа военной службы в российском обществе

(по мнению участников опроса, в %)


Авторитет Вооруженных Сил РФ

  1. высокий 4%

  2. Выше среднего 28%

  3. Средний 44%

  4. Ниже стреднего 14%

  5. Низкий 10%


Престиж военной службы

    1. Высокий 4%

    2. Выше среднего 38%

    3. Средний 38%

    4. Ниже среднего 19%

    5. Низкий 1%

   Успехом в военном строительстве респонденты назвали проведение в 2012 году реформы денежного довольствия военнослужащих, имеющей значимые позитивные социальные последствия − кардинальное улучшение социально-экономического положения семей военнослужащих и реальное повышение качества жизни офицерского состава. Так, половина (до 50%) опрошенных указала на то, что улучшение материального положения военнослужащих позитивно отразилось на повышении боевой готовности войск (сил). Причем, только 8% из них подчеркнули, что боевая готовность войск (сил) реально повысилась, а 42% опрошенных отметили ее умеренное повышение, считая, что рост денежного довольствия военнослужащих не столь явно повлияло на рост их военного профессионализма.

   Не случайно каждый третий (32%) не заметил никаких изменений в улучшении боевой готовности Вооруженных Сил, а почти каждый десятый (9%) заявил, что в результате повышения денежного довольствия военнослужащим речь может идти только о снижении боеготовности войск (сил). Затруднились с ответом еще 9% участников опроса.

В этой связи важным является мнение о том, что само собой повышение материальной заинтересованности военнослужащих в результатах своей служебной деятельности без сочетания с мерами морального стимулирования и воспитательного воздействия на личный состав может лишь умеренно повлиять на изменение отношения к выполнению своих обязанностей по службе и не принесет в войсках (силах) ожидаемого эффекта по повышению боевой готовности, укреплению уставного порядка и воинской дисциплины.


Оценка влияния материального и морального стимулирования военнослужащих на уровень боевой готовности соединений Вооруженных Сил (в %) 


  1. Сильно влияет материальное поощрение 39%

  2. Сильно влияет моральное поощрение 38%

  3. Влияет умеренно на материальное поощрение 53%

  4. Влияет умеренно на моральное поощрение 49%

  5. Никак не влияет на материальное поощрение 7%

  6. Никак не влияет на моральное поощрение 12%

  7. Затрудняюсь ответить 1%

В настоящее время интересы обеспечения военной безопасности России, по мнению опрошенных, требуют развития военной науки и внедрения инновационных научных продуктов в военное дело.

Меры по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны, по оценке 82% участников опроса, должны быть максимально сосредоточены на создании перспективных отечественных образцов вооружения и военной техники.

Более половины (51%) опрошенных отметили, что приоритетными направлениями, которые должен освоить отечественный ОПК, являются развитие средств связи, радиоэлектронных средств и электронной элементной базы для современного оружия, в том числе, создание современных авиационных и беспилотных ударно-разведывательных комплексов отечественного производства (43%).

Безусловно, среди приоритетных мер по развитию ОПК, по мнению 40% опрошенных, особое местно занимает развитие сил и средств ядерного сдерживания, а также строительство современных подводных лодок и надводных кораблей для Военно-Морского флота России (35%).

Вместе с тем, респонденты не смогли определить приоритетность в развитии высокоточного оружия, предназначенного для оснащения видов Вооруженных Сил, считая, что эта проблема актуальна для всех Вооруженных Сил (24%-25%).

Основная проблема, по их мнению (60%), состоит в недостаточном финансировании и бюджетировании фундаментальной науки, достижения в которой могли бы стать основой технологического прорыва в создании передовых вооружений для Вооруженных Сил.

Другой немаловажной проблемой названа обязательность реализации потребностей в создании привлекательных условий для научно-исследовательской деятельности отечественных ученых в интересах обороны страны (58%).

С решением вышеназванных проблем, по оценке 53% опрошенных, связана еще одна проблема − необходимость усиления борьбы с коррупцией и хищением бюджетных средств, выделяемых на НИОКР в сфере обеспечения военной безопасности государства.


Пять основных задач, требующих приоритетного решения для развития отечественной науки в интересах обеспечения военной безопасности государства*

(по мнению участников опроса, в %)


  1. Улучшение финансирования и бюджетирования военной науки 60%

  2. Создание привлекательных условий для отечественных ученых 58%

  3. Усиление борьбы с коррупцией и хищениями средств, выделенных для проведения НИОКР 52%

  4. Улучшение подготовки научных кадров для военной науки 50%

  5. развитие инновационных производств ОПК 48%

   * сумма ответов превышает 100%, так как респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов.

    Следует отметить, что большинство участников опроса склоняются либо к необходимости самостоятельного развития военных технологий (62%) или к их разработке совместно с иностранными государствами (25%). Так же считали и ведущие специалисты ОПК, в том числе военные профессионалы, принявшие участие в заседании круглого стола на выставке-форуме «Армия и общество» в апреле 2010 г.По всей видимости, преодолеть технологическое отставание отечественного ОПК позволит не закупка или копирование лучших образцов оружия и военной техники, а модернизация и развитие отечественного ОПК, как считают участники конференции. 


    Пути преодоления технологического отставания отечественного ОПК (%)

    По мнению участников круглого стола «Армия и общество» (апрель 2010 г.):

    1. Самостоятельное развитие технологий 56%

    2. Совместная разработка оружия с развитыми странами 21%

    3. Приобретение лицензий на производство оружия 10%

    4. закупка зарубежных образцов техники и вооружения 3%

    5. затруднились ответить 10%

    По мнению участников конференции «Военная безопасность России: XXI век» (февраль 2013г.)

    1. Самостоятельное развитие технологий 62%

    2. Совместная разработка оружия с развитыми странами 25%

    3. Приобретение лицензий на производство оружия 6%

    4. закупка зарубежных образцов техники и вооружения 6%

    5. затруднились ответить 1%

    Серьезными ошибками, допущенными при реформировании Вооруженных Сил, участники опроса посчитали сокращение структур по работе с личным составом и новые подходы к подготовке военных кадров. По мнению 27% респондентов восстановление нынешним руководством Минобороны России в войсках сил и средств органов по работе с личным составом Вооруженных Сил значительно повлияет на укрепление их боевой способности. Менее категорично настроена большая часть (до 63%) участников опроса, которые полагают, что восстановление структур по работе с личным составом Вооруженных Сил, конечно, окажет позитивное влияние на боевую способность Вооруженных Сил, но умеренное. Доля скептиков и затруднившихся с ответом составляет 10%.

Основаниями для таких оценок, судя по высказываниям опрашиваемых, является наметившийся разрыв между возрастающим уровнем технической оснащенности военнослужащих и состоянием их морально-психологической готовности к выполнению задач в условиях современной войны. В целом, господствующее настроение сводилось к тому, что в Вооруженных Силах работа с военнослужащими свертывается, в то же время в армиях ведущих государств мира ей, наоборот, уделяется пристальное внимание. При этом, участники опроса особо подчеркнули важность инициатив Министра обороны генерала армии С.К.Шойгу по возрождению роли суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ, как первоначальной ступени в подготовке элитных военных кадров. Абсолютное большинство (до 77%) опрошенных назвали эти меры очень полезными для формирования военной элиты страны. Около 15% участников опроса отметили, что эти меры, скорее всего, полезные и должны послужить началом создания национальной системы подготовки военных кадров, которая бы способствовала обеспечению военной безопасности страны.

    Две трети (65%) участников опроса отдали свое предпочтение «традиционной» системе военного образования, сложившейся в России, а 23% −считают, что надо использовать все лучшее не только из отечественного опыта, но и из зарубежной системы образования в соответствии с Болонскими соглашениями. Причем, в их пользу высказались не более 2% участников конференции, а остальные (10%) затруднились с ответом. Для повышения качества высшей военной школы требуется повышение престижа профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Минобороны РФ.

Подавляющее большинство (свыше 90%) опрошенных в той или иной степени отметили важность этой социальной меры для подготовки военных кадров, а, следовательно, для обеспечения военной безопасности страны.

Среди актуальных проблем Вооруженных Сил назывались следующие: дефицит квалифицированных профессиональных офицерских кадров, нерешенность жилищного вопроса для большинства военнослужащих и членов их семей, необходимость решительной борьбы с проявлениями коррупции в государстве и Вооруженных Силах и др.

Особо следует отметить мнение респондентов относительно усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами. Так, мнения участников опроса, представляющих органы государственной власти и «силовые ведомства», с одной стороны, и представители общественности, с другой, практически совпадают в оценке необходимости усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами (54%-59%). Но среди его противников все же больше представителей органов государственной власти и «силовых ведомств».


Оценка необходимости усиления гражданского контроля над Вооруженными Силами

(по мнению участников опроса, в % )

    Представители госвласти и «силовых ведомств»

    1. Да, необходимо 26%

    2. Скорее, это необходимо 28%

    3. Скорее, в этом нет необходимости 26%

    4. Скорее, в этом нет необходимости 26%

    5. В этом нет необходимости 18%

    6. Затруднились ответить 2%

   В этой связи абсолютное большинство (до 73%) участников опроса считают целесообразным организовать на официальном сайте Минобороны России (www.mil.ru) сбор предложений от граждан по вопросам развития Вооруженных Сил. Однако каждый пятый (21%) выразил сомнение в целесообразности и эффективности такой формы взаимодействия с гражданским обществом.

             По мнению представителей гражданского общества

    1. Да, необходимо 19%

    2. Скорее, это необходимо 40%

    3. Скорее, в этом нет необходимости 15%

    4. В этом нет необходимости 11%

    5. Затруднились ответить 15%

Подавляющее большинство (до 90%) опрошенных выступили за необходимость установления постоянного диалога государства и гражданского общества по вопросам обеспечения военной безопасности, используя такую форму, как регулярный национальный форум (конференцию) по проблемам обеспечения военной безопасности в рамках реализации военно-патриотического проекта «Армия и общество». Кстати, одной из успешных попыток подобного диалога стало проведение выставки-форума «Армия и общество» (апрель 2010 г.), на которой состоялся конструктивный обмен мнениями по актуальным проблемам военного строительства в нашей стране.

Анализ результатов социологического опроса позволяет сформулировать ряд выводов:

      1. Основной вектор военного строительства, определенный в 2007-2012 годах на обновление и переоснащение Вооруженных Сил, в целом поддерживается респондентами, так как принятие государством системных и комплексных мер по обеспечению военной безопасности и укреплению Вооруженных Сил в современных условиях обусловлено усложнением военно-политической обстановки и возрастанием реальных угроз военной безопасности для нашей страны.

    2 Поддержан тезис о том, что военная безопасность России в значительной степени зависит от решения военно-технических проблем и переоснащения Вооруженных Сил современными вооружениями. Недопущение отставания Вооруженных Сил в военно-технической сфере от армий ведущих государств мира возможно только при условии государственной поддержки военной науки, переоснащения ОПК современными технологиями, преимущественно отечественной разработки и поощрения инновационного военно-технического творчества российских ученых.

3. По оценке участников опроса на процесс укрепления Вооруженных Сил влияет также ряд других важных факторов. Одними из них являются укрепление системы работы с личным составом и совершенствование морально-психологического обеспечения войск (сил). Расчеты на то, что с повышением денежного довольствия военнослужащих автоматически повысится боевая готовность и боевая способность войск (сил), профессионализм и воинская дисциплина личного состава пока не оправдываются. Несмотря на возрастание роли материального стимулирования, его влияние на боевую готовность и боевую способность Вооруженных Сил не имеет прямопропорциональной зависимости, назрела насущная необходимость в укреплении духовно-нравственного потенциала Вооруженных Сил, в том числе усилении воинского воспитания через пропаганду российских воинских традиций, внедрении норм здоровой морали и нравственности, формировании у каждого военнослужащего качеств гражданина и патриота, стремлении профессионально защищать жизненно важные интересы страны. Необходимо также возрождение традиционной системы отечественного военного образования и меры, направленные на формирование военной элиты России, начиная с системы суворовских военных и нахимовских училищ.

4. В интересах обеспечения военной безопасности необходим подлинный конструктивный диалог с гражданским обществом, что предполагает, прежде всего, выработку механизма учета мнений научного сообщества по актуальным проблемам военного строительства, в том числе, воспитания российской молодежи в духе служения Отечеству.


Е.С.Иванов, кандидат педагогических наук, профессор

Л.В.Певень, кандидат философских наук, доцент

105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru